«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Здоровье, по определению ВОЗ – это состояние полного
физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов. Здоровье – необходимое условие активной
и нормальной жизнедеятельности человека. Основы будущей здоровой личности
закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка,
начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии
характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.
Одним из условий
успешного физического развития ребенка
является успешное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, тесная взаимосвязь
системы «Педагог – ребенок – родитель», согласованная работа дошкольного учреждения и семьи.
Задачи
взаимодействия семьи и ДОУ:
1.
установить партнерские отношения;
2. объединить усилия для воспитания и развития детей;
3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимопомощи;
2. объединить усилия для воспитания и развития детей;
3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимопомощи;
4.
развитие творческих и физических способностей детей и взрослых в совместной
спортивной деятельности.
К
основным принципам семейного воспитания относятся:
1.
принцип наследования и индивидуализации;
2.
принцип активности;
3.
принцип органичности и преемственности в 4. освоении знаний;
5.
принцип использования комментариев;
6.
принцип резонанса.
Наследование — это не только приобретение
ребенком наследственных психофизических характеристик. Главное в наследовании —
это приобретение стартовых форм сознания.
Принцип
активности предполагает
создание условий для реализации устремлений ребенка, в ней он удовлетворяет потребность
в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне
изучать окружающий мир.
Одним из значимых принципов семейного
воспитания является принцип
органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. Знание
всегда вырастает из опыта ребенка, оно тесно связано с его переживаниями и
устремлениями. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребенку.
Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребенка, его личном
опыте.
Правильно построенный комментарий вдохновляет, мобилизует ребенка на совершенствование своей деятельности.
Правильно построенный комментарий вдохновляет, мобилизует ребенка на совершенствование своей деятельности.
Принцип
резонанса
очень важный принцип семейного воспитания. Благодаря его реализации ребенок
«видит» свои растущие возможности. Он начинает создавать образ «себя будущего»
и стремиться к его воплощению. Так начинается путь саморазвития.
Становление сознания ребенка во многом
определяется средой обитания ребенка и зависит главным образом от образа жизни
и мыслей окружающих его взрослых, а также от того, насколько они могут сделать
этот образ жизни и мыслей понятным, «видимым» для ребенка.
Использование принципов семейного
воспитания в практике дошкольного образования и особенно в спортивной
деятельности требует организации педагогических ситуаций. Суть их не в
передаче знаний о здоровом образе жизни или обучении уходу за своим телом или
физическим упражнениям, а в характере организуемой деятельности, в характере
комментариев взрослого, в возможности продемонстрировать детьми своих растущих
возможностей. И что самое важное — поведение ребенка в каждой конкретной
ситуации должно быть им осознано. Разумеется, что помочь ему в этом может
только взрослый.
Одним из условий успешного физического
развития ребенка является успешное
взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, тесная взаимосвязь системы «Педагог –
ребенок – родитель», согласованная работа
дошкольного учреждения и семьи.
Основным
средством воздействия в
дошкольном учреждении является пропаганда
здорового образа жизни. Она может проводиться в наглядной форме через
оформление различного рода стендов, организацией специальной передвижной
библиотечки или в устной форме посредством проведения индивидуальных бесед,
родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т.п.
Соблюдение принципов и активное
взаимодействие педагогов и родителей, тесная взаимосвязь системы «Педагог –
ребенок – родитель» поможет нам воспитать здорового активного ребенка.
Литература:
1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П.,
Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях
социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего
тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,
2002.
3. Баринова Т.М. Семья и семейное
воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993.
Вып. 1.
4. Вершинин В. Трудный путь к
гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное
образование. 2002. № 8.
5. Взаимодействие дошкольного
учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных
образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова. – М., 2004.
6. Волжина О.И. Аксиологическая
концепция семьи // Мир образования — образование в мире. 2001. № 4.
7. Давыдова О.И., Богословец Л.Г.,
Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.
8. Дошкольные учреждения и семья —
единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
9. Дуброва В.П. Теоретико-методические
аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н.
Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение
педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М , 2005.
12. Конягина Л.Н.
Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост.
С.С. Невская. М., 1999. Вып.
Комментариев нет:
Отправить комментарий