Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом
особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного
внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом
сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и
средств в решении задач.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в
зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с
патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в
условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае
наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых
дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа
деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы.
Распределение внимания между речью и практическим действием
для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой
задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего
характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные
реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию,
выполняемому в данный момент.
У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей
работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок
и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и
последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными,
причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и
текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль
(контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при
дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца,
конкретные указания и т.д.
Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием
речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой
речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению
"на экспериментатора" (дети смотрят на экспериментатора, пытаются
определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное
задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения
являются следующие: "посмотрел в окно (по сторонам)",
"осуществляет действия, не связанные с выполнением задания". Низкий
уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к
несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности
(16). Произвольное внимание формируется постепенно. Его развитие зависит от многих
факторов: от состояния здоровья, от соблюдения режима дня, от требовательности
ребёнка со стороны взрослого, от уровня развития интересов ребёнка, от его
психической активности, от индивидуальных особенностей. Нервные и болезненные
дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Возникновение произвольного внимания к концу дошкольного
периода - важное психическое новообразование. Ребёнок ещё не может заставить
себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.
Внимание ребёнка формируется в практической деятельности.
Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие
ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой
ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему
человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие
психические процессы (30).
Выводы:
1. У дошкольников в норме преобладает непроизвольное внимание,
вследствие несформированности мозговых структур, которые созревают к 12-13
годам. Произвольное внимание также зависит и от воспитательных процессов.
Внимание детей основывается на привлекательности интересующих предметов,
объектов, на положительных эмоциональных переживаниях. Поэтому воспитатели при
обучении детей должны учитывать этот факт и дополнять учебный материал
различными картинками, рисунками, использовать игровую деятельность.
Для формирования произвольного внимания у дошкольников необходимо
развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объем. Развитие объема
внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка. А
также развивать мышление, восприятие, память, воображение. Развитию
произвольного внимания предшествуют формирование регулируемого восприятия и
активное владение речью. Произвольное внимание интенсивно развивается к 7 годам
и является важным условием организации учебной деятельности в школе.
2. Внимание у дошкольников с ОНР имеет ряд
особенностей. Это неустойчивость внимания, которая ведет к низкой
продуктивности выполняемой работы. Неспособность долго сосредоточиться на
выполнении какого-либо задания, максимальная концентрация внимания 5-10 минут.
Дети быстро утомляются, любой раздражитель может отвлечь их от выполняемой
работы. Детям также трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.
Сложности в одновременном выполнении нескольких действий.
3. Для развития внимания у дошкольников с ОНР
необходимо использовать различные упражнения, которые способствуют повышению
таких качеств внимания, как объем, продуктивность, распределение и
переключаемость, устойчивость, концентрация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий