«Игры с мячом – польза для
всего организма» |
О значении мяча
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку,
способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не
просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает
и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение
для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных
сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а
следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные
научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга,
«отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук,
расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от
друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от
двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая
их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя
разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.),
получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук,
кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное
подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно
влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом –
специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать,
перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Учимся играть вместе
Как же научить ребенка ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей
упражнениям и играм с мячом (как
и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в
том, что в обучении детей преимущественно используются игровые приемы.
Так как дети
лучше воспринимает показ движения, чем его словесное описание, независимо от
его сложности или новизны взрослый показывает упражнения, сопровождая их
простым и доступным пояснением.
Пояснение чаще всего сопровождается показом даже при
выполнении знакомого упражнения: взрослый напоминает, что надо делать, и тут же
сам дает показ движения.
Конечно, ребенок
способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать
и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша правильный образ
движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку). Такие способы
выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать
поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания
должны быть простыми и доступными.
Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные
двигательные навыки, он начинает выполнять движения более свободно, без лишнего
напряжения. У ребенка появляется
своеобразное «чувство мяча».
Таким образом, ребенку
свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и
после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с
большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки,
забрасывать в корзину или ящик.
Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?
- Подготовьте
один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие
мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые,
мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной
бумаги), большой надувной мяч-шар.
- Покажите ребенку,
как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п.
Попробуйте научить этому и вашего малыша.
- Не
принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте
от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не
удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность,
невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную
повинность. Играйте с ребенком, когда он будет находиться в хорошем
настроении.
- Постепенно
вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для
этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился
прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх,
правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
- Не забывайте
о возрасте вашего ребенка, его
физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок
выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы
сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего ребенка
похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам
может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои
умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно
развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление
учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений
с мячом, помогают сделать игру более понятной, а главное,
задают ритм выполнения игрового задания.
Неудивительно, что
игр с мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей
историей, правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без
них нельзя представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, и т.д.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий