Сегодня число детей с проблемами развития
нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС
во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция
–одна из популярных методик в работе с малышами. Как помочь ребёнку?
Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и
психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного
мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача
нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и
сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Как понять, что у ребёнка есть проблемы
·
Ребёнок
гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот,
чересчур медлительный и пассивный.
·
Испытывает
трудности в усвоении программы. Долго выполняет задания, на занятиях
невнимателен.
·
Заметна
эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
·
Есть синдром
дефицита внимания.
·
Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на
память.
·
Плохо ориентируется в пространстве, не может
скоординировать движения.
·
Быстро переключается с одного действия на
другое.
·
Присутствуют навязчивые движения
(почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
·
Быстро утомляется, не может
сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
·
Есть проблемы с речью разной сложности.
·
Наблюдается слабая познавательная
деятельность.
·
Плохо развита мелкая и общая моторика и
т.д.
Часто родители прибегают
к помощи репетиторов, полагая, что ребёнок не усваивает какой-то материал в
саду. Но, порой, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в
нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться не к репетитору, а к
нейропсихологу. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе
коррекции.
На что направлены нейропсихологические
упражнения:
·
развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё
тело;
·
развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в
пространстве;
·
работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
·
активизация речи;
·
работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого
специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем,
родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно
активно это нужно делать в дошкольный период.
Для
маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание
сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного
развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую
информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с
помощью движения.
Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное
желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как
правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок
должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно,
обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах
её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических
действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к
обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения.
Некоторые из них довольно просты и под силу любому педагогу или маме.
Для результативности коррекционно-развивающей
работы необходимо учитывать определенные условия:
- педагог должен свободно владеть упражнениями;
- новые упражнения разучивают сначала поочерёдно
каждой рукой, затем двумя руками вместе;
- периодичность - ежедневно, без пропусков;
- время занятий – утро, день;
- занятия проводят как в индивидуальной, так и в
групповой формах;
- продолжительность занятий от 10- 15 минут;
- одно упражнение не должно занимать более 2
минут;
- упражнения проводятся по специально
разработанным комплексам;
- внутри комплексов упражнения можно менять
местами;
- от детей требуется точное выполнение
упражнений;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- длительность занятий по одному комплексу
составляет две недели.
Если систематически проводить
работу можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и
упражнений на занятиях у детей улучшается память, внимание, скорость реакции,
самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит
формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.
А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического
здоровья дошкольников.
9 нейропсихологических игр
1. Весёлый мяч
Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить,
перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол,
забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т.д.
Пособие «Мяч и речь»(авторы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва) в этом
поможет.
2. Балансир
Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на
доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость.
Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут
самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и
удерживание равновесия.
3. Полоса препятствий
Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу
можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи,
кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию
движения, по которой он успешно справится с заданием.
4. Пальчиковая
гимнастика
Для детей с
патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи
и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика
плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и
т.д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать
кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и
стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е.И.
Чернова и Е.Ю. Тимофеева.
5. Су-Джок
Это колючие мячики
с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в
ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество
биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит
стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый
пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром
взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт
пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны,
орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.
6. Дыхательная
гимнастика
Сильный речевой выдох – залог успешной
коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус
деятельности мозга.
Что делать:
• пускать мыльные пузыри;
• дуть через соломинку;
• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
• задувать свечки;
• сдувать ватку со стола;
• дуть на бумажные кораблики, плавающие в
чаше с водой;
• самостоятельно сделать из бумаги
бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё
подуть;
• делать мыльные пузыри в воде через
соломинку и т.д.
Много полезной информации по дыхательной
гимнастике и не только есть в книге О.И. Крупенчук, Т.А.
Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления
артикуляционных расстройств».
7. Тоннель
Смастерите тоннель
из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип –
заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем,
опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.
8. Межполушарное
рисование
Если полушария
работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не
происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями».
Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать
одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т.П.
Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».
9.
Кинезиологические упражнения
Они бодрят,
тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с
детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот
несколько вариантов игр.
Упражнение «Кулак
– ладонь»
Положить на стол
ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять
положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
Упражнение «Ухо –
нос»
Левой рукой взять
себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой
взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.
Упражнение «Класс
– заяц»
Левой рукой
показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и
постепенно наращивать скорость.
Эти несложные игры
помогут скорректировать у детей работу двух полушарий и снизить риск развития
проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с
нагрузкой, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения,
гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а
он вас направит уже к узкому специалисту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий