вторник, 20 мая 2025 г.

Картотека «Нейроигры и упражнения для дошкольников»

 


Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция –одна из популярных методик в работе с малышами. Как помочь ребёнку?

Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Как понять, что у ребёнка есть проблемы

·         Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.

·         Испытывает трудности в усвоении программы. Долго выполняет задания, на занятиях невнимателен.

·         Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.

·         Есть синдром дефицита внимания.

·         Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.

·         Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.

·         Быстро переключается с одного действия на другое.

·         Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).

·         Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.

·         Есть проблемы с речью разной сложности.

·         Наблюдается слабая познавательная деятельность.

·         Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

Часто родители прибегают к помощи репетиторов, полагая, что ребёнок не усваивает какой-то материал в саду. Но, порой, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться не к репетитору, а к нейропсихологу. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе коррекции.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

·         развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

·         развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

·         работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

·         активизация речи;

·         работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.

Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения.

Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любому педагогу или маме.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- педагог должен свободно владеть упражнениями;

- новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе;

- периодичность - ежедневно, без пропусков;

- время занятий – утро, день;

- занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах;

- продолжительность занятий от 10- 15 минут;

- одно упражнение не должно занимать более 2 минут;

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

- внутри комплексов упражнения можно менять местами;

- от детей требуется точное выполнение упражнений;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

     Если систематически проводить работу можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, внимание, скорость реакции, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

 

9 нейропсихологических игр

1. Весёлый мяч

Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т.д.

Пособие «Мяч и речь»(авторы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва) в этом поможет.

 

2. Балансир

Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.

 

3. Полоса препятствий

Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.

4. Пальчиковая гимнастика

Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т.д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е.И. Чернова и Е.Ю. Тимофеева.

 

5. Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.

 

6. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.

Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».

7. Тоннель

Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.

 

8. Межполушарное рисование

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т.П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

 

9. Кинезиологические упражнения

Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

 

Упражнение «Кулак – ладонь»

Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.

 

Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

 

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

 

Эти несложные игры помогут скорректировать у детей работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с нагрузкой, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения, гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а он вас направит уже к узкому специалисту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий